Пошук по сайту

Література  лекції  Курсова робота  Рефераты  

Общеобразовательных учебных заведений

Общеобразовательных учебных заведений





Сторінка1/4
  1   2   3   4
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1-4 классы
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

с русским языком обучения

Пояснительная записка

«Литературное чтение» — комплексный раздел обучения русскому языку, обеспечивающий полноценное литературное образование и формирование техники чтения.

Литературное чтение является ведущей идеей обучения и стержневым содержанием литературного образования.

Цель обучения — знакомство с литературой и детской книгой, обеспечение общего и литературного развития, совершенствование навыка чтения, формирование способов и приёмов работы над текстом и книгой, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возможность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятельности при переходе к изучению системного курса литературы в средних классах.

Специфика курса обучения заключается в комплексной подготовке, объединяющей совершенствование навыка чтения, освоение приемов смыслового и художественно-эстети­ческого содержания книги и самостоя­тельное знакомство с миром книг на основе сформированных читательских умений.

Содержание обучения составляет детская литература во всем объеме доступного младшему школьнику круга чтения и комп­лекс знаний, умений и навыков, обеспечиваю­щих все стороны читательской подготовки.

Система нравственно-эстетических представлений, чувств задается отбором ли­тературных произведений, тематикой чте­ния, методами работы.

Культура речевой коммуникации и разви­тие свободной творческой деятельности формируется в специально разработанных учебных ситуациях.

Круг детского чтения по годам обучения представлен концентрически с учетом до­ступности тематики, жанров, авторского раз­нообразия типов изданий, характера литера­туры — отечественной и зарубежной, создан­ной на русском языке или переводной.

Учебный материал для каждого класса составляют произведения и книги разной возрастной направленности:

    • Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту. Они предназначены для детального изучения, освоения приёмов работы с текстом. Узнаваемость содержания позволяет сосредоточить внимание на отработке определенных умений без ущерба для эмоционально-образного восприятия произведения. Например, песенки-потешки, сказка «Гуси-лебеди», рассказы о детях Л.Толстого, В.Осеевой и т. д.

    • Произведения, предназначенные для младшего школьного возраста, составляют основное содержание литературного чтения. Здесь на первый план выступает эмоционально-образное освоение содержания на основе сформированных читательских умений. Например, произведения С. Маршака, Н. Носова, Е.Пермяка, В.Бианки, и др.

    • Произведения, изучение которых предполагается в средней школе. Они вводятся для ознакомительного (опережающего) чтения, которое позволяет индивидуализировать обучение и обогатить читательский опыт. Например, повести В. Короленко, М. Твена, стихотворения М.Лермонтова и т. д.. С такими произведениям учащиеся, как правило, знакомятся на уроках внеклассного чтения.

По жанрово-видовым особенностям учебный материал представлен в разных аспектах. При этом задаётся система последовательного освоения жанров от класса к классу. Первоклассники практически раз­личают сказку, рассказ, стихотворение. Вто­роклассники знакомятся с особенностями прибауток, считалок, загадок, сказок о живот­ных, получают представления о литературной сказке, осваивают грамотный подход к чте­нию рассказа, учатся различать рифму в сти­хотворении. Третьеклассники читают и ана­лизируют бытовую сказку, игровой фольклор, получают азы осознания повести, лирических произведений. Четвероклассники знакомятся с колыбельной поэзией, анализируют волшеб­ную сказку, учатся читать очерки, словарные статьи и т. д.

Организация учебного материала для уроков внеклассного чтения предполагает освое­ние круга чтения во всей широте, доступной данному возрасту, но с приоритетом опреде­ленных направлений. 1 класс — сказки и рас­сказы; 2 класс — научно-художественная сказка, произведения о природе; 3 класс — повести, литературная сказка; 4 класс — ис­торическая книга, приключения и путешест­вия, поэзия.

Авторский состав и характер литера­туры представлен в программе как базисная система, на основе которой осуществляется подбор произведений в учебные материалы при соблюдении следующих положений:

- Обязательной составляющей и повторяющейся из года в год является представление классики русской и зарубежной литературы в именах А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, Ш.Перро, бр. Гримм, Г.Х.Андерсена;

- Основной авторский состав – это имена и произведения писателей, которые являются знаковыми для литературы определенного периода. Эти имена могут варьироваться от класса к классу при соблюдении их ценностной и доступной возрасту составляющей. Например, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.П.Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.И.Чуковский, А.Н.Толстой. С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, Н.Н.Носов и т.д. Зарубежная литература, например, В. Гауф, З.Топелиус, Р.Киплинг, А.А.Милн и др.

- Фоновый (вариативный) компонент, куда входят отдельные произведения, представляющие нравственно-эстетическую ценность в лучших образцах литературы ХІХ-ХХІ вв. Это произведения, которые характеризуют то или иное литературное направление. Например, Д. Хармс, Е.Чарушин, В.Драгунский, Г.Цыферов, Л.Яхнин и др. Из зарубежной литературы, например, С.Лагерлеф, Я. Бжехва. Д. Родари, Т Янсонн и др.

При формировании учебного круга чтения учитывается детская литература Украины на русском языке в именах и произведениях. Например, В.Орлов, П.Сынгаевский, В. Бахревский, А.Потапова. Г.Почепцов, Е.Чеповецкий и др.

Приоритет при отборе авторов и произведений составляет группа писателей, при знакомстве с которыми младшему школьнику показывается единство литературного процесса украинской и русской литературы. Например, роль В.А.Жуковского в жизни Т.Г. Шевченко, деятельность В.И.Даля, «казака Луганского», переводы А.Н.Плещеева произведений Т.Г. Шевченко; - переводы произведений украинских поэтов ХХ века С.Я.Маршаком. Украина в жизни и творчестве писателей ХІХ-ХХ века: В.М.Гаршина, Н.Н.Носова, В.Катаева, Я.Тайца, К.И.Чуковского (Николая Васильевича Корнейчукова), посвятившего ряд работ творчеству Т.Г. Шевченко.

Распределение произведений по годам обучения осуществляется с ориентировкой на наиболее значимые образцовые произведения, доступные определенной возрастной группе.

Совершенствование навыка чтения осуществляется системно на материале фольклора и произведений детской литературы, содержание которых по замыслу авторов нацелено на отработку речевых произносительных навыков, на освоение языка и художественных особенностей текста. Процесс совершенствования навыка чтения определяется применением методов и приемов, направленных на формирование навыка чтения: словарная работа, выборочное чтение, постановка учебной задачи перед чтением, целенаправленное перечитывание, чтение по ролям и в лицах, применение комбинированного чтения «учитель – ученик», «ученик-учитель» и т.д.

Формирование практических приёмов освоения текста и литературоведческих представлений происходит в процессе чтения и анализа произведений, которые представляют собой образцы с заданными конструктивными и художественными особенностями. Постепенно вводится краткий комментарий, который уточняет представления об изучаемом факте или явлении и имеет пояснительный или инструктивный характер.

Литературоведческая пропедевтика носит ознакомительный характер. Аналитические умения основываются на литературоведческих представлениях и являются ориентиром для практических действий. Элементы терминологии вводятся и осваиваются на практическом уровне различения, сопоставления, выбора. Например, выделение рифмы, стихотворного текста. Различение элементов сказочного повествования в процессе чтения произведения: зачин, повторы, концовка. Различение при чтении скороговорки и загадки и т.д.

Литературное чтение и литературные беседы являются основной организационной формой работы. Чтение, анализ произве­дения, знакомство с книгой сопровождаются комментарием с привлечением информации о времени создания произведения или книги, истории из жизни писателя, его литературного окружения, о событиях истории и культуры, которые связаны с книгами, писателями, про­изведениями и т. д. Эти формы работы строят­ся на основе выразительного чтения, культу­ры взаимодействия более опытного читателя со своими собеседниками и использования всех методов изучения произ­ведения и книги, доступных младшим школь­никам.

В комплекс методов, обеспечивающих эф­фективное освоение программы обучения, входит весь арсенал методов, накопленный отечественной методической наукой: эмоционально-понятийный метод, метод объяснительного чтения, литературно­го чтения, чтения-рассматривания и творче­ского чтения. Их последовательное введение и разумное сочетание определяется уровнем и характером подготовки учащихся, специ­фикой учебного материала книг и произведе­ний, замыслом урока, творческим подходом учителя к реализации программы.

Учитель является активным участником и чтения, и беседы. Он задает образец чита­тельской деятельности: выразительно чита­ет вслух, пересказывает, декламирует, рассуждает, участвует в инсценировках, расска­зывает о книгах. Он же поддерживает ту часть читательской деятельности, которую детям выполнять не по силам.

Литературные чтения и беседы предполага­ют тесную взаимосвязь с другими видами ис­кусств: театром, кино, живописью, музыкой, телевидением и предусматривают организа­цию и проведение литературных экскурсий, посещение театра, встречи с писателями, ху­дожниками, артистами, музыкантами. Весь курс обучения рассчитан на тесную взаимо­связь и сотрудничество школы и библиотеки.

Понятие «квалифицированный чита­тель» характеризует результат подготовки учащихся по курсу обучения. Это читатель, который владеет всем набором знаний, уме­ний и навыков, позволяющих ему осуществ­лять самостоятельный выбор, чтение книг сообразно общепринятой культуре, поставленной цели и выходить на коммуникацию и творческую деятельность.

Программа и методика работы обеспечива­ют полноценную деятельность ребенка-читателя с первого дня обучения за счет взаимодействия с учителем, который берет на себя ту часть читательской деятельности, что не может полноценно воспроизводить ребенок в силу несовершен­ства техники чтения. Комплекс методических и организационных средств позволяет придать завер­шенность и полноценность читательской де­ятельности на каждом году обучения и подготовить квалифицированного читателя, действующего самостоятельно.

Уровень самостоятельной читательской деятельности, характеризующий квалифици­рованного читателя, на каждом году обучения представлен в специальном разделе, завершаю­щем программу.

Оценка результатов обучения носит доб­рожелательный и положительный характер. Оценке подлежит весь комплекс освоенных читательских умений. В связи с тем, что осу­ществление читательской деятельности зави­сит от сформированности навыка чтения, то все другие умения оцениваются в соотноше­нии с уровнем навыка чтения. Если ребенок выполняет читательскую деятельность во всем объеме формируемых умений, но на уровне, сообразном его умению читать, то его деятель­ность как читателя оценивается только поло­жительно. Учитывается наличие желания и стремления обращаться к книгам, действовать с книгами. Отметка выставляется с учетом приоритета в пользу ученика.

Контрольное тестирование по литературному чтению является только составляющей в общей оценке читательской деятельности учащихся.

Самостоятельная внеурочная читательская деятель­ность учащихся оценке в виде отметки не подлежит.

Индивидуализация обучения осуществляется, прежде всего, за счет введения вариатив­ных домашних заданий и организации уроков внеклассного чтения, где вся методика ориентирована на осознание каж­дым учеником своих читательских возмож­ностей, предпочтений, интересов и совершенствования самостоятельной читательской де­ятельности.

Практическая реализация программы обучения ориентирована на ведущий компо­нент читательской подготовки младшего школьника — сформированность навыка чте­ния, поскольку этот уровень дает возможность осуществлять самостоятельную читательскую деятельность определенного характера.

Периодизация обучения выстроена с уче­том принципа концентризма. Для каждого периода определена ведущая система умений, которая соответствует своеобразию читатель­ских навыков, а именно:

в подготовительный период техника чте­ния от нулевого уровня до чтения вслух с тем­пом 40 слов в минуту при устойчивом слого­вом чтении с переходом на комбинированный способ СГ + ЦС (слогами+ целыми словами) определя­ет самостоятельное освоение текста на факти­ческом уровне и возможность знакомства с литературой на основе слушания и чтения-рас­сматривания (1 класс);

в основной период становление чтения вслух це­лыми словами с темпом от 40 до 60 слов в ми­нуту с преобладанием темпа чтения про себя над темпом чтения вслух определяет воз­можность самостоятельного освоения содер­жания текста на смысловом уровне (1—2 классы);

темп чтения 60—90 слов в минуту вслух и освоение продуктивного способа чтения про се­бя дает возможность овладевать отдельными приемами углубленного понимания текста и выбором книг в соответствии с ситуативными читательскими предпочтениями, осуществ­лять самостоятельное чтение книг без непо­средственного участия старшего (2—3 классы);

в завершающий период сформированность темпа чтения 80—110 слов в минуту вслух и освоение системного продуктивного способа чтения про себя дают возможность перехо­дить к углубленному пониманию текста и це­ленаправленному самостоятельному выбору и чтению книг по заданию и интересам (3— 4 классы).

Переход от одного этапа к дру­гому определяется программными требованиями с учетом того, что процесс становления знаний, умений и навыков носит подвижный характер. Чита­тельские навыки имеют личностно-ориентированный характер и прямо зависят от книжно­го окружения, культурообразующей среды в школе и дома.

Циклы знаний, умений и навыков, круг чтения представлены в программе в целом и по классам. Такой подход позволяет учителю видеть перспективу развития определенных знаний и умений, строить обучение не только в соответствии с параметрами, заданными для каждого класса, но и сообразно с реальным продвижением учащихся, сознательно пере­ходить от одного периода к другому, обеспечи­вая полноценное развитие читательских навы­ков.

Планирование работы по чтению строится с учетом времени, отводимого на обучение грамоте и чтению, и сообразуется с законо­мерностями формирования читательских на­выков.

1 класс — в период обучения грамоте (22— 23 недели) на знакомство с детскими книгами отводится 15 минут от урока обучения чте­нию — всего 8 часов. В период после букваря (7—12 недель) на чтение отводится 4 часа в неделю — в целом от 24 до 48 часов, с учетом вариативного компонента.

2 класс — на чтение отводится 3,5 часа в не­делю. Планируется 119 часов в течение 34 учебных недель, с учетом вариативного компонента.

3 и 4 классы — на чтение отводится 3 часа в неделю в течение 34 учебных недель, всего — соответственно 102 часа, с учетом вариативного компонента.

Планирование материала содержания программы учитывает тот факт, что литературное чтение как система берет свое начало в период обучения грамоте. Обучение грамоте - это комплексный раздел, который решает три основных задачи: становление механизма чтения и письма; введение в систему регламентированной литературной речи; освоение пропедевтических курсов чтения и знакомства с литературой и книгой, грамотного письма и языковой пропедевтики, устной речи на основе элементов теории речи. Таким образом, закономерно, что курс литературного чтения является сквозным с первого дня обучения ребенка в школе. Подготовка квалифицированного читателя предполагается наряду с постановкой механизма чтения одновременно и системную работу в области становления читательского кругозора, освоения приемов работы с тестом художественного произведения. В период обучения грамоте предусмотрен курс внеклассного чтения, где реализуется подготовка ребенка в этих областях наряду с подготовкой по этим же направлениям при работе по букварю. Подготовительный этап литературного чтения в 1 классе является закономерной и необходимой составляющей общей программы. Он является реализацией единой системы литературного образования в начальной и средней школе.
  1   2   3   4

поділитися в соціальних мережах



Схожі:

5-12 класи
Настоящие программы предназначены для учащихся общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения и построена таким...

Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. 1-4 класи мс....
Російська мова. Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений

Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання
Настоящие программы предназначены для учащихся общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения и построена таким...

Программы для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения
Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом базового и полного среднего образования, утвержденным постановленим...

Програма російська мова: для 5-9 класів загальноосвітніх навчальних...
Настоящая программа разработана для курса русского языка, который изучается в 5–9 классах общеобразова­тельных учебных заведений...

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб пособие...
Створення та колективне редагування Google-документів: робота з текстовими файлами, електронними таблицями, малюнками, формами



База даних захищена авторським правом © 2017
звернутися до адміністрації




l.ocvita.com.ua
Головна сторінка