Пошук по сайту

Література  лекції  Курсова робота  Рефераты  

Программы для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения

Программы для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения





Сторінка1/6
  1   2   3   4   5   6
РУССКИЙ ЯЗЫК
5-9 классы

ПРОГРАММЫ
для общеобразовательных учебных заведений

с украинским языком обучения

факультативный курс


схвалено науково-методичною комісією для використання в

загальноосвітніх навчальних закладах з українською мовою

навчання протоколом № 5 від 01.07.2013

(лист Міністерства освіти і науки України від 15.07.2013 № 1/11-11508)

Укладач: О. Ю. Крюченкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «Русский язык» разработана для изучения в 5–9 классах общеобразова­тельных учебных заведений с украинским языком обучения. Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом базового и полного среднего образования, утвержденным постановленим Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 г. № 1392, и реализует современные подходы к изучению русского языка, приоритетным среди которых является коммуникативный.

Цель изучения факультативного курса – формирование у учащихся коммуникативной компетентности на уровне, необходимом для успешного устного и письменного речевого общения средствами русского языка в различных жизненных ситуациях и социальных сферах; развитие социокультурной компетентности школьников на основе приобщения к культурным ценностям русского народа в контексте диалога украинской и русской культуры.

Указанная цель предполагает решение следующих задач:

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению русского языка, развитие чувства языка;

  • формирование основ знаний о языке и речи, о языковых единицах, необходимых для успешного речевого общения;

  • формирование речевых умений и навыков во всех видах речевой деятельности;

  • развитие умения употреблять языковые единицы в соответствии с речевой ситуацией и с соблюдением норм русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных умений;

  • развитие выразительности речи;

  • формирование социокультурных знаний, представлений о языке как форме выражения национальной культуры, ценностно-культурных ориентаций и мировоззренческих установок школьников, воспитание уважения к культуре русского народа;

  • формирование системного мировоззрения;

  • развитие общеучебных умений и творческих способностей учащихся.

Реализация данной цели и задач достигается путём использования современных подходов к обучению русскому языку:

  • личностно-ориентированного – направленность на развитие целостной личности школьника с учётом её индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности, индивидуальности, формирование процессов самопознания и самореализации, способности к творчеству;

  • коммуникативно - деятельностного – ориентация на развитие способности школьников к общению на русском языке в типичных речевых ситуациях, организацию деятельности учащихся по овладению умениями и навыками во всех видах речевой деятельности и сферах общения на основе усвоения базовых знаний о системе языка, языковых единицах и нормах их употребления;

  • функционального – обеспечение усвоения функций и способов реализации единиц языка в речи, исходя из осознания их значения в единстве с формой, осуществляемое на основе текста;

  • социокультурного – направленность на обучение языку как продукту культуры, способу воплощения, хранения и передачи культурных ценностей, усвоение средствами языка культуры народа-носителя языка в контексте диалога русской и украинской культур, ценностно-культурных жизненных ориентиров;

  • комплексного – взаимосвязанное обучение основам знаний о языке, языковых единицах, нормах их употребления в речи и видам речевой деятельности в единстве с формированием ценностно-культурных ориентаций школьников.

В основу программы положены общедидактические и методические принципы обучения русскому языку, ведущими из которых являются принципы коммуникативности, взаимодействия и взаимосвязи украинского и русского языков, преемственности между школьными курсами украинского и русского языков.

Обучение по программе данного факультативного курса предполагает элементарную начальную подготовку школьников по русскому языку, вместе с тем при составлении курса учтены возможности его введения на этапе первоначального обучения грамоте и письму, что отражено в содержательных линиях программы.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В соответствии с требованиями Государственного стандарта базового и полного среднего образования структура программы включает четыре содержательные линии: речевую, языковую, социокультурную, деятельностную.

В речевой линии представлено содержание работы по формированию умений и навыков во всех видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме. Стили, типы речевых высказываний, виды и формы работ по каждому направлению определены таких образом, чтобы обеспечить оптимальные возможности для взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, последовательность, постепенность и преемственность в формировании речевых умений и навыков: от восприятия речевого высказывания, его пересказу – к составлению собственного текста.

Освоение представленной в программе речевой линии предполагается в процессе изучения всего учебного курса, из урока в урок, в единстве с усвоением языкового материала. Наряду с этим предусмотрены и специальные уроки, необходимые для углублённой работы по формированию речевых умений и навыков в каждом из видов речевой деятельности, для чего в программе отведены отдельные часы учебного времени. Предложено возможное распределение часов по видам речевой деятельности с учётом степени сложности обучения видам работ, в частности таких, как пересказ, составление собственных высказываний в устной и письменной форме. Учитель может перераспределять указанные часы в зависимости от уровня обученности школьников по тем или иным видам речевой деятельности.

Обучение аудированию предполагает поэтапное формирование у школьников умений воспринимать звучащие тексты разных типов и стилей, овладение видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным, критическим). Предусмотренная поэтапная работа по обучению аудированию включает овладение умениями воспринимать фактическое содержание текста, его основную мысль, определять смысловые части, тип и стиль, изобразительно-выразительные особенности текста, понимать подтекст, составлять комментарий прослушанного, высказывать оценочные суждения по содержанию услышанного.

Работа по обучению чтению ориентирована на поэтапное формирование умений воспринимать и понимать прочитанные тексты разных стилей и типов, используя технику ознакомительного, детального, просмотрового чтения, различать фактическое содержание текста, выделять главное, определять основную мысль текста, его смысловые части, находить в тексте необходимую информацию. В обучении чтению вслух особое внимание отведено развитию навыков выразительного чтения.

Обучение говорению предусматривает формирование умений диалогической и монологической речи школьников. Содержание работы над диалогической речью предполагает как воспроизведение и разыгрывание диалогов этикетного, информационного и экспрессивного характера из текстов художественного и других стилей, так и составление собственных диалогов указанных типов по заданной речевой ситуации. Работа над монологической речью включает обучение выразительному рассказыванию фрагментов заученных текстов художественного стиля, поэтапному формированию умений подробного, сжатого, выборочного пересказа художественных, научно-популярных, публицистических текстов, составлению собственных речевых высказываний разных типов. Значительное место в содержании работы при обучении говорению отводится развитию умения использовать средства выразительности устной речи.

Обучение письму направлено на овладение умениями письменного пересказа и написания сочинения. Виды пересказа, стили текстов и типы речи в содержании работы определены с учётом преемственности между обучением устной и письменной речи.

Языковая линия определяет содержание работы по усвоению системы языка, языковых единиц и норм их употребления в речи и включает основные сведения о фонетике, лексике, словообразовании, грамматике, орфоэпии, орфографии и пунктуации русского языка, знания которых необходимы для развития языкового чутья и формирования речевых умений школьников. Учебный материал языковой линии представлен традиционно, отобран и структурирован таким образом, чтобы организовать работу по сопоставлению взаимосмешиваемых языковых фактов русского и украинского языков, максимальному переносу знаний, умений и навыков, приобретённых на уроках украинского языка, предупреждению и преодолению украинско-русской интерференции. Основной принцип построения языковой линии содержания – линейный, что соответствует структуре программы по украинскому языку и позволяет реализовать принципы преемственности и взаимосвязи украинского и русского языков. Отступление от линейного принципа имеет место в 5 классе, где курс начинается с изучения фонетики и орфографии русского языка, что необходимо для подготовки школьников к восприятию звучащей русской речи, первоначальному обучению чтению и письму, и заканчивается изучением синтаксиса как основы формирования и развития грамматического строя речи; при изучении темы «Лексикология», учебный материал которой перераспределён так же, как и в программе по украинскому языку, между 5 и 6 классами. В содержании учебного материала размещены указания, ориентирующие учителя на изучение темы как с опорой на украинский язык, так и в сопоставлении с ним, где необходимо провести разграничение явлений русского и украинского языков для преодоления интерференции и предупреждения речевых ошибок школьников. Важной составляющей содержания языковой линии является работа по культуре речи, в том числе по усвоению орфоэпических норм, и орфографии, которая осуществляется в основном на сопоставительной основе. Предусмотрено также повторение изученного в начале года, тематическое и заключительное повторение, включающее систематизацию знаний по орфографии и совершенствованию орфографических навыков, что обусловлено трудностью усвоения норм русского правописания. Курс русского языка каждого класса начинается с вводной темы. Распределение количества часов на изучение тем языковой линии программы является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от конкретных условий и задач учебного процесса.

Одной из задач изучения факультативного курса является формирование системного мировоззрения школьников. На её реализацию ориентирован учебный материал по осуществлению межпредметных связей при усвоении речевой и языковой линий программы.

Социокультурная линия направлена на формирование знаний о культуре народа изучаемого языка в контексте диалога русской и украинской культур, ценностно-смысловых ориентаций в сознании школьников, сообразных ценностям национальной и мировой культуры, системных представлений о мире, целостного мировосприятия. Усвоение социокультурной линии программы предполагается на основе работы над содержанием текстов, обогащением словарного запаса школьников лексикой русского языка, путём погружения учащихся в речевые ситуации по приведенной тематике. Тематика текстов, лексики и речевых ситуаций определена с учётом базовых ценностно-смысловых категорий, образующих в единстве с категорией «Человек» целостную систему: «Язык», «Речь», «Личность», «Душа», «Здоровье», «Труд», «Семья», «Общество», «Дом», «Родина», «Культура», «Наука», «Природа» и др. Представленное в программе содержание социокультурной линии ориентирует на отбор текстов, формирующих у учащихся осознание уникальности национального и мирового культурного наследия, достижений человечества и проблем развития общества, осознание себя как личности, обеспечивающих усвоение этики межличностных отношений, знакомство с культурой быта, народными традициями, углубление знаний о живописи, музыке, архитектуре, литературе, декоративно-прикладном искусстве, расширение кругозора школьников.

Деятельностная линия программы представлена в «Государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки школьников» и ориентирована как на формирование умений и навыков, необходимых для успешного речевого общения на русском языке, так и на развитие общеучебных умений познавательной деятельности. В содержании деятельностной линии предусмотрена работа по обучению выделению существенных и второстепенных признаков изучаемых явлений, сравнению объектов и фактов, выявлению связей между объектами и явлениями, систематизации и обобщению, составлению выводов и умозаключений.

Представленный факультативный курс рассчитан на 35 часов.


  1. КЛАСС


35 часов – 1 час в неделю
ВВЕДЕНИЕ (1ч)


Содержание темы

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Значение языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа и один из языков общения на Украине.

Ученик/ученица:

- понимает значение языка в жизни человека и общества;

- знает о роли русского языка как национального языка русского народа и одного из языков общения на Украине;

- выразительно читает и поясняет смысл высказываний русских и украинских писателей о русском языке;

- заучивает и выразительно читает наизусть 1-2 из прочитанных высказываний о русском языке;

- отвечает на вопрос учителя в ходе беседы о значении языка в жизни человека и общества, о русском языке как национальном языке русского народа и одном из языков общения на Украине.
  1   2   3   4   5   6

поділитися в соціальних мережах



Схожі:

5-12 класи
Настоящие программы предназначены для учащихся общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения и построена таким...

Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання
Настоящие программы предназначены для учащихся общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения и построена таким...

Програма російська мова: для 5-9 класів загальноосвітніх навчальних...
Настоящая программа разработана для курса русского языка, который изучается в 5–9 классах общеобразова­тельных учебных заведений...

Общеобразовательных учебных заведений
«Литературное чтение» — комплексный раздел обучения русскому языку, обеспечивающий полноценное литературное образование и формирование...

Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. 1-4 класи мс....
Російська мова. Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений

: 61 ]:[378: 061. 1 Ec ] Создание межрегиональных сетей национальных...
Создание межрегиональных сетей национальных центров медицинского образования в рамках проекта проблемно-ориентированного обучения...

Адаптированная программа вокальных коллективов «Непоседы», «Бульбуллер»,...
Министерством образования и науки Украины программы «Вокальний спів» автора Мисик Т. Д

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб пособие...
Створення та колективне редагування Google-документів: робота з текстовими файлами, електронними таблицями, малюнками, формами

Использование современных технологий обучения на клинической кафедре
Проблемно-ориентированное обучение с использованием вп помогает обучить студента-медика анализу непредвиденных, жизненных ситуаций,...

Донецький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
Один говорит, то есть, двигая губами и языком, «издаёт звуки разной высоты и силы»



База даних захищена авторським правом © 2017
звернутися до адміністрації




l.ocvita.com.ua
Головна сторінка